|
В прежние времена часовни на Руси встречались повсеместно. Маленькую мини-часовенку было под силу возвести даже одному человеку. Крестьяне просто вкапывали в землю столб, спиливали его, и сверху устанавливали маленький домик. За стекло ставили икону, зажигали лампаду. Иногда прикрепляли рядом кружку для пожертвований. Обычно такие мини-часовни ставили на перекрестках дорог. Люди относились к ним с благоговением. Друг Серафима Саровского Мотовилов вспоминал рассказы крестьян: "Бывает, едешь со своей бабой, ругаешься с ней. А увидишь столб с иконочкой - перекрестишься и успокоишься". Остепенялись люди рядом с часовней.
Бывало много случаев, когда часовенки на перекрестках дорог спасали жизнь путникам. В ненастную погоду огоньки лампад служили маячками, единственными ориентирами в темноте. Более капитальные часовенки ставили на каменных столбах. Выкладывали столб из кирпича, сверху укрепляли луковичку. Под ней за стеклом — икона и лампада. Большие часовни с алтарём играли роль мини-храмов. Сюда в любое время можно было прийти помолиться. Регулярно приезжал священник - служил молебен, причащал людей. Такие часовни становились основой будущих храмов.
Часовенки-столбики на территории Вятскополянского района Кировской области можно встретить сегодня в деревнях Чекашево (4 шт.), Матвеево (1), Киняусь (7), Кулыги (1), Ершовка (2), Каракули (1) и Новый Бурец (1).
В указанных населённых пунктах часовни-столбы имеют разные конструкции:
а) деревянные четырехгранные столбики высотой от 1 до 1,5 м, покрытые двух- или четырехскатной крышей (часовенка-столбик в д. Кулыги, восстановленные мини-часовенки в Матвеево и Чекашево);
б) выложенные из красного кирпича (иногда побеленные) столбики высотой 1,2—1,5 м и шириной 0,5м (в с. Старый Бурец, в д. Каракули);
в) составные каменные конструкции (такие столбики сохранились в Киняусе, фрагменты обнаружены в д. Чекашево и Ершовке).
Верхняя часть столбов имеет киотообразное приспособление для крепления или углубление под иконы.
Часовенка в д. Кулыги |
Восстановленная часовенка в д. Каракули
|
Местные жители называют данные сооружения "часовнями", "часовенками", "столбиками". Традиционно они имели несколько функций:
Чаще всего часовенки-столбики ставились для маркировки священного пространства. Они стояли у разъездов дорог, у ключа, на границе с полем, в деревне у домов. То есть священные столбы устанавливались в особенных пограничных местах, на границе "своего" и "чужого" миров. В деревнях Чекашево и Киняусь находится целый комплекс часовенок. Они расположены не только на окраинах, но и в пределах селения — на перекрестках, у домов.
Комплекс восстановленных мини-часовенок в Чекашево
|
Территория бывшего Малмыжского уезда, по которой до 1928 года проходил крестный ход с чудотворным образом Спасителя, называлась, по сообщению местных жителей, "Спасов округ". В него входил куст деревень, "принимавших" у себя икону Спасителя (то есть все перечисленные выше деревни). Считалось, что "Спасов округ" представлял собой пространство, в котором не случается несчастий, болезней — ничего плохого.
В Киняусе и Матвеево были часовенки на выходе из деревень, которые служили местом прощания c покойником, которого провожали в последний путь, и с рекрутами, отправлявшимися на государеву службу.
Часовенки выполняли также функцию обетных крестов. Например, в Киняусе, где имеется ансамбль из семи часовенок-столбиков, каждый житель деревни старался принять участие в установке обетной святыни: если исполнилось то, что просил у Бога, – значит, нужно поставить часовенку в его честь.
Ансамбль мини-часовенок в Киняусе
|
Часовни, располагавшиеся на границах деревень Ершовка, Матвеево, Каракули и села Слудка, выполняли назначение придорожной маркировки, они стабилизировали зону вблизи поселений.
Часовни-памятники занимают промежуточную позицию между "официальными" и "неофициальными" святынями. Будучи установленными в населённых пунктах, не имеющих храма, они служат местом для проведения церковных обрядов, связанных с освящением воды, рядом с ними проходят возобновившиеся крестные ходы. Возле мини-часовенок, установленных на деревенских кладбищах (в Новом Бурце, Ершовке, Киняусе), проходят обряды отпевания, читаются поминальные молитвы.
Часовенка на Ершовском кладбище |
Часовенка на Новобурецком сельском кладбище
|
В современной жизни населения Вятскополянского района часовни-памятники утратили первоначальную функцию маркировки священного пространства, но отношение к ним как к сакральным объектам сохранилось. Кроме того, наблюдается процесс восстановления этих памятников и, в какой-то мере, обычаев, с ними связанных (например, восстановлена кирпичная часовенка-столбик в д. Каракули, установлена металлическая часовенка-столбик на Пеньковском повороте мостового перехода).
Новая мини-часовенка на повороте в д. Пеньки |
Кстати, в Вятских Полянах раньше тоже стояли мини-часовенки-столбики. Одну из таких часовенок можно разглядеть при увеличении на одной из старых фотографий 1915 года, имеющихся в Вятскополянском историческом музее. Этот каменный выбеленный столбик с четырьмя иконками стоял напротив нынешнего дома-музея Г.С. Шпагина, на выходе из села, у дороги, которая тогда вела в сторону Белогузки и Пеньков.
с. Вятские Поляны, 1915 г. Фото из Вятскополянского исторического музея |
Фрагмент того же снимка при увеличении
|
|
|