|
Общая характеристика конфессиональной ситуации в районе
Вятскополянский район Кировской области отличается многонациональностью и пёстрым составом населения, здесь проживают: русские – 64,2%, украинцы – 0,6%, белорусы – 0,2%, марийцы – 4%, татары – 25%, удмурты – 4%, др. национальности – 2%. Такая смесь славянских, финно-угорских и тюркских народов сложилась исторически. Коренным населением на территории района принято считать финно-угров: марийцев и удмуртов. Со времён существования Волжской Булгарии, с Х века, на юге Вятки стали возникать татарские поселения. Первые русские поселились здесь при Иване Грозном. Наиболее активное заселение началось с появлением православных монастырей, сначала в Сушах, а позднее в Вятских Полянах. Ещё более разнообразным стал национальный состав района в годы Великой Отечественной войны в связи с эвакуацией сюда трёх крупных предприятий: в Усть-Люгу (обозостроительный завод), в Сосновку (судостроительный завод), в Вятские Поляны (машиностроительный завод). Вместе с оборудованием эвакуировались и рабочие этих заводов, среди которых было много белорусов и украинцев.
Этнической пестроте на территории района соответствует и многообразие религий.
Приверженцы многих христианских религиозных течений живут здесь издавна. Например, есть верующие, ездящие в молитвенный дом в Старой Тушке (традиционный центр старо-обрядчества на юге Кировской области). В районе есть евангельские христиане-баптисты, адвентисты 7-го дня и др.
Православные приходы на территории района входят в Вятскополянский округ Вятской епархии, в котором благочинным является настоятель Никольского собора в Вятских Полянах митрофорный протоиерей Алексий Сухих.
Исследования этнографов, проведённые в 90-е годы ХХ века, говорят о том, что в удмуртских деревнях района до сегодняшнего дня сохранились многие древнейшие пласты народной культуры и дохристианских верований. Одним из объяснений этого может быть то, что эти деревни не вошли в состав Удмуртии, где в советское время усиленно проводились мероприятия по искоренению старинных религиозных обрядов, а в русских областях на это обращалось не такое внимание, так как бытование обычаев, связанных с дохристианскими верованиями, здесь не предполагалось. Поэтому для удмуртского населения района долгое время было присуще двоеверие: православная христианская вера на общественном, официальном уровне, - и дохристианские обычаи, обряды на бытовом уровне.
Среди татарского населения традиционным является ислам суннитского направления. Некоторое время отдельные мусульманские религиозные общины Вятскополянского района напрямую входили в состав Ассоциации мусульманских религиозных организаций "Казанский муфтият" (АМРО "КМ"). В июле 2008 года было зарегистрировано Духовное управление мусульман Кировской области в составе АМРО "КМ". 18 августа 2008 года в г. Малмыже состоялся I съезд мусульман Кировской области, решивший организационные вопросы деятельности мусульманских религиозных организаций в Кировской области. Резиденция нового муфтията находится в г. Малмыже.
Представители разных народов и религий издавна живут на территории Вятскополянского района в добрососедстве и мире, показывая примеры толерантности. Здесь причудливо переплелись православные и мусульманские обычаи, а также традиции с элементами дохристианских (языческих) обрядов и верований. В последнее время идёт переосмысление религии, люди пытаются вернуться к тем ценностям, от которых отказались в период безбожия. Восстанавливаются разрушенные храмы и возникают новые. И параллельно наблюдается восстановление, а где-то создание новых культовых сооружений малых форм.
|
"[...] на территории юга Вятского края существует сложная система почитания сакральных объектов. Наряду с официальными христианскими святынями (церкви, часовни над родниками), в нее входят неофициальные, особо чтимые местными жителями (священные деревья, столбы-часовни). У марийского и татарского (отатарившиеся марийцы) населения наиболее значимыми считаются священные березы, рядом с которыми до сих пор совершаются моления. В русских и удмуртских селениях встречаются столбы-часовни, практически утратившие в настоящее время свою функцию маркировки сакрального пространства. В конце XIX — начале XX в. многие населенные пункты Малмыжского уезда Вятской губернии имели на своей территории "часовенки", установленные по обету или соотносимые с крестным ходом иконы Спасителя по территории уезда. Со всеми местночтимыми объектами связаны тексты устной народной исторической прозы о возникновении святыни, ее почитании и каре за святотатство."
(Приказчикова Ю.В. Священные деревья и столбы-часовни в культурном ландшафте
юга Вятского края // Культовые памятники Камско-Вятского региона: Материалы и исследования: Сб.ст. / Отв. ред., авт. предисл. Н.И. Шутова. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2004.)
|
|
|