|
При изучении памятников и памятных мест, связанных с Гражданской войной
(1918-1919 г.г.) на территории Вятскополянского района, ключевую роль играет
сплошная линия земляных укреплений у Красной Поляны, сооружённая частями Красной
Армии весной 1919 года в связи с обороной железнодорожного моста через реку
Вятку от наступавших колчаковских белогвардейских войск. Вятскополянский предмостный укрепрайон
имеет несколько особенностей, выделяющих его из ряда других памятных мест
Гражданской войны на территории Кировской области:
- достаточно большая протяжённость линии обороны – около 7 км;
- относительно хорошая сохранность земляных сооружений;
- на данной территории в течение нескольких дней непрерывно шли бои, в
которых с обеих воюющих сторон участвовало большое количество людей и
применялось разнообразное вооружение;
- историческая значимость событий, с которыми связано памятное место
(здесь красным удалось отстоять предмостный плацдарм, что предотвратило
дальнейшее продвижение колчаковцев на Казань и сохранило от уничтожения
построенный в 1916 году мост).
Вместе с тем комплексное исследование территории плацдарма никем не
проводилось, и до сих пор нет описания, что представляла собой оборонительная
линия, отсутствует топографическая схема данной местности с изображением
объектов линии обороны, указанием мест расположения отдельных воинских частей,
мест наиболее активных боевых действий. Поэтому в 2008 году нами было начато исследование,
чтобы восполнить этот пробел.
В ходе исследования на основе изучения имеющихся публикаций, архивных и
вещественных источников, относящихся к теме, были выделены события, связанные с
обороной ж/д моста весной 1919 года. На основе разных источников впервые указаны
участники этих событий с обеих сторон, их расположение и перемещения на
исследуемой территории, выстроена хронология и периодизация событий.
Проведён разведочный осмотр территории плацдарма, в результате которого
выполнена фотосъёмка и глазомерная топографическая съёмка объектов микрорельефа
на исследуемой территории. Составленные схемы были использованы во время
поисковой экспедиции, организованной осенью 2008 года Вятскополянским историческим музеем и
гимназией г. Вятские Поляны, в ходе которой вёлся приборный поиск на линии
обороны предмостного плацдарма с выполнением точечных раскопок. Для поиска
использовался металлоискатель. Был найден комплекс вещественных источников,
относящихся к событиям обороны железнодорожного моста у Вятских Полян.
Выполнена интерпретация и атрибуция обнаруженных вещественных источников,
обработаны результаты измерений и наблюдений. Среди найденных вещественных
источников более сотни винтовочных гильз, несколько свинцовых шариков шрапнели,
пуль, обойм для патронов, полтора десятка разных осколков от снарядов и гранат,
четырёхгранный штык к винтовке Мосина, солдатская бляха с гербом Российской
империи, кавалерийская подкова и др..
При интерпретации найденных источников использованы сайты в Интернете, где
отражён опыт работы поисковых групп, занимающихся военной археологией. При этом
полезно было также узнать о проблемах обеспечения безопасности, правовых
аспектах, связанных с приборным поиском, так как в ходе нашего приборного поиска
найдено много целых патронов и даже неразорвавшаяся граната-лимонка (F-1 sirp 15/-
французского производства). Все найденные боеприпасы сданы в милицию и
обезврежены.
Найденные вещественные источники позволяют пролить свет на вооружение,
которым пользовались воюющие стороны в годы Гражданской войны, являются ещё
одним объективным доказательством того, что на территории левобережья
Вятскополянского района в 1919 году происходили ожесточённые бои. В результате
исследования удалось выявить некоторые места, связанные с наиболее активными
боевыми событиями. Ценность данных находок в том, что они привязаны к конкретным
событиям и к конкретной территории.
Особенностью исследуемого памятного места Гражданской войны является то,
что укрепрайон у Вятских Полян был создан красными заблаговременно, под
руководством кадровых военных, участвовавших в Первой мировой войне, и в данных
земляных укреплениях нашёл отражение имевшийся к тому времени в русской армии
опыт полевой инженерии. Поэтому данная территория может быть интересна тем
исследователям, кто интересуется историей развития военно-инженерного дела.
Рубеж обороны предмостного плацдарма на исследованном участке представляет собой со стороны красных единую линейную ломаную траншею с земляными перегородками – траверсами, вокруг которых выполнены «П»-образные обходы. Эти развороты – траверсы должны были служить преградой для огня с фланга. Между траверсами могли располагаться 4-8 стрелков. Опыт Первой мировой войны показал, что главный недостаток такой траншеи – солидные трудозатраты на возведение, а также она не защищает в должной степени бойцов при обстреле – попадание одного снаряда или даже гранаты в стрелковый окоп между траверсами обычно выводило весь состав участка из строя. От траншеи через примерно одинаковые расстояния отходят зигзагообразные ходы
сообщения к групповым укрытиям – блиндажам. Хорошо просматривается расположение артиллерийских орудий.
Представляет интерес линия одиночных окопов,
расположенных вблизи траншеи с тыла. Их предназначение пока не удалось точно
выяснить. Версий несколько: 1) это какие-то недостроенные укрытия, 2) это ямы для
хранения боеприпасов и другого снаряжения, 3) это линия расположения заградотряда.
Последнюю версию нельзя полностью отрицать, так как во время решающих схваток
случаи перехода на сторону противника наблюдались как у белых, так и у красных.
Известно, что заградотряды применялись в Гражданскую войну, как со стороны
красных, так и белыми. И не исключено, что руководство 2 армии, готовя
заблаговременно линию обороны, могло на всякий случай подстраховаться.
В некоторых местах линии укреплений не учтён рельеф местности (позиции
красных расположены ниже предполагаемого расположения белых и легко
простреливаются, или их можно обойти с флангов). Вероятно, красные командиры,
руководившие созданием укрепрайона, спешили и плохо изучили местность.
На исследованном участке напротив укреплений красных на расстоянии 100-150
метров в зоне видимости находятся также одиночные окопы белых. Их беспорядочное
расположение, относительно небольшая глубина, отсутствие бруствера с тыльной
стороны, отсутствие групповых сооружений говорят о том, что данные укрытия могли
быть устроены в условиях перестрелки, боя, при внезапной встрече.
Было бы уместно включить обследованный участок линии обороны в число
охраняемых территорий, как памятное место Гражданской войны 1918-1919 г.г., со
статусом военно-археологического памятника. Прежде всего, здесь необходимо
ограничить проведение всякого рода земляных работ, заготовку древесины с
применением трелёвки, хлыстования. Линия обороны должна быть обозначена
памятными знаками не только у траншей красных, но и возле белогвардейских
окопов.
Полученные нами результаты показали эффективность выбранных методов исследования.
Ведя поиск на месте, начинаешь отчётливо представлять картину боя, пытаешься
представить себя на месте участников событий, их внутреннее состояние и
предполагаемые действия, и тем самым глубже проникаешь в суть событий.
Применение вещественных находок совместно с письменными источниками позволяет
связать недостающие звенья в описании событий и сделать его более информативным.
|
Вещественные источники, полученные в результате приборного поиска:
|
Находки первого дня
Трофеи второго дня
Находки третьего дня
|
Самые многочисленные находки - гильзы и патроны. По надписям на донцах определены производители:
российские – Петербургский, Луганский, Тульский заводы;
английские – «Kynoch & Co» (КАЙНОКЪ); «Greenwood and Batley Ltd, Yorkshire» (Гринвуд & Бетли); «Royal Laboratory, Woolwich»;
американская фирма «Remington».
Годы выпуска: 1915-1919.
|
Вызывает интерес некачественная партия патронов Петербургского завода 1917-1918 г. выпуска. На большинстве гильз этой партии имеется разрыв-трещина. Видимо, нестабильная политическая обстановка в стране сказалась и на качестве военной продукции.
|
Свинцовые шарики картечи обнаружены на обследованном участке впервые. Они могли быть шрапнельной начинкой артиллерийских снарядов. О применении снарядов с картечью и шрапнелью говорят записи в журналах боевых действий частей 2 армии.
|
Найденная рядом с окопом передняя кавалерийская подкова заставляет сразу вспомнить старую испанскую пословицу: "Из-за гвоздя теряется подкова, из-за подковы - лошадь, а из-за лошади гибнет всадник". Лошадь была упряжная, возможно, таскала зимой артиллерийское орудие или повозку с пулемётом. Об этом говорят три шипа на подкове. Обычно летом подковы бывают без шипов или с низкими постоянными шипами, а зимой - с шипами. Подковы верховых лошадей имеют два пяточных шипа, а упряжные - три.
|
Гранёный штык трёхлинейной винтовки конструкции С.И. Мосина стал символом русской революции 1917 года и последовавшей Гражданской войны. В условиях позиционной войны - в лесу, в тесноте окопа, винтовка со штыком была только обузой. К тому же часто штык ломался в самый неподходящий момент. Поэтому бойцы в такой ситуации могли при первом удобном случае стараться от него избавиться. Однако в других местах штыковые атаки красноармейцев были нередки, о них часто упоминают в своих донесениях командиры 2-й армии.
|
|