Памятники / Утрачены навеки?


Хранить память о других - это оставлять добрую память о себе.

Памятники исчезнувшим деревням
Погасшие деревни

Исчезнувшие церкви
Утраченные храмы

Здесь может быть ссылка на вашу страницу

© В.А. Слесарев

Утрачены навеки?


 

Мы живём не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой наших предков и нами самими. Сохранение культурной среды - задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Элементы ландшафта, которые составляют неповторимый облик малой родины, здания, места, с которыми связаны совместные переживания каких-то важных событий, вещи, которых касались руки наших предков, - это то, что является основой нашей неразрывной духовной связи с предшествующими поколениями.

Причиной исчезновения некоторых атрибутов нашей материальной культуры часто является технический прогресс: новые технологии, новые материалы, новые архитектурные решения могут привести к замене старого сооружения - новым, совершенно иным по облику и содержанию. Так когда-то в Вятских Полянах на месте старого, по-домашнему привычного дома культуры "Победа" вырос замечательный и неповторимый по виду дворец культуры "Победа"; полукруглые дуги пролётов железнодорожного моста через реку Вятку сменились при реконструкции на трапеции ажурных ферм; на пустыре, где стояла первая средняя школа Вятских Полян, давшая путёвку в жизнь не одному поколению нынешних жителей города, развернулась стройка, претендующая на название "вятской жемчужины"; меняет свой облик железнодорожный вокзал; на месте старых деревянных домов встают новые здания... Общее в этих примерах - в том, что на месте уничтоженного сооружения возникает новое творение рук человеческих, по-прежнему продолжается жизнь с новым содержанием, что в конечном счёте и является сутью развития культуры.

Но, к большому сожалению, имеют место и другие примеры.

Вряд ли нынешнее подрастающее поколение сможет представить, как в Вятские Поляны можно было прилетать на самолёте, ведь от (отнюдь не старого) аэропорта осталось только несколько кучек битого кирпича да посадочная полоса, а самолёты приземляются здесь весьма редко, в исключительных случаях. (Хочется надеяться, что, может быть, у кого-нибудь сохранились фотографии старого и нового аэропорта... Было бы неплохо их здесь поместить.)

Теперь уже только по фотографиям можно представить, как выглядел речной вокзал, к которому приставали пассажирские суда. Из-за людской беспечности двухэтажное деревянное здание речного вокзала сгорело, а река Вятка с некоторых пор стала считаться несудоходной.

Когда-то, ради благих целей был перевезён из Застругов в Сосновку бревенчатый дом, в котором жил вятский богатырь и полный Георгиевский кавалер В.Ф. Бабушкин. Перевезти-то брёвна перевезли, а вот собрать дом не смогли, так он и пропал. А если бы он остался на месте, то сейчас рядом с новым автомобильным мостом через реку Вятку мы имели бы замечательный экскурсионный объект. Ведь деревня Заструг всего в 200 метрах от моста.

В начале ХХ века жители села Вятские Поляны на средства купца А.И. Зайцева построили водопровод, подземные линии которого исправно функционируют в старой части города до сих пор. Родниковая вода набиралась в водосборники, из которых с помощью насосов она подавалась в специальную ёмкость на вершине склона Поваренного лога. Дальше отсюда прохладная и чистая вода самотёком поступала в водопроводную систему села. Недавно старое здание насосной было разрушено.

Ждёт своей участи и разрушающееся здание межрайбазы в Вятских Полянах, облик которой типичен для построек хрущёвского времени.

Нередко здания теряют свой неповторимый исторический облик в результате обычного ремонта. Обшили снаружи бывший купеческий магазин современным сайдингом - и уничтожили дыхание старины, индивидуальность постройки (А может, это было сделано специально, чтобы подчеркнуть внутреннюю суть названия магазина - "Ленинский"?). Сейчас на многих домах меняют деревянные окна на пластиковые. Всё в этих рамах хорошо: практичность, герметичность, хорошая теплоизоляция. Одно плохо - они безликие. Переплёты старых деревенских рам своими пропорциями повторяли пропорции человеческого лица (лоб, брови, нос, щёки). И дом своими окнами "смотрел" на нас. На рамах промышленных окон часто переплётов нет. Вот и стоят такие современные деревенские дома, смотря пустыми глазницами своих окон на наш удивительный мир...

Мы являемся живыми свидетелями того, как в короткое время могут безвозвратно исчезнуть материальные культурные комплексы, связанные с целыми деревенскими сообществами, религиозными общинами, общественными организациями. Не из-за природных катаклизмов, не из-за стихийных бедствий, а по воле людей разрушались церкви, исчезали с лица земли целые деревни. Мы свидетели того, что, оказывается, достаточно одного-двух десятков лет (а не тысячелетий), чтобы на месте, где стояла деревня, где жило и работало, что-то создавало и творило не одно поколение людей, - не осталось ничего. Видны только урочища - это места, где от деревень и домов не осталось, только прямоугольники, поросшие крапивой. Почему-то на таких местах только крапива и вырастает... И только, возможно, лишь археолог сейчас может обнаружить, что здесь когда-то жили люди.

Опустели все эти деревни не в результате войны или какой-то эпидемии, а по вине родного государства. Кажется, ни в одной стране мира не придумали такого термина — «неперспективная деревня»! Конечно, исчезали сёла и до революции - были же моры, наводнения, менялись направления дорог. Но это были единичные случаи - не сравнить с тем, что началось с 1939 года, когда вышло постановление об уничтожении хуторов и мелких деревень, которые не вписывались в колхозную систему. Насильственная коллективизация положила начало раскрестьяниванию деревни, разрушению традиционной народной культуры. Потом деревню проутюжила война. В иных селениях не оставалось ни одного мужчины; старики, женщины и дети были вынуждены переселяться на новые места. Очередной удар пришелся на 1958 год, когда заговорили о неперспективных деревнях и о том, что крупные села нужно преобразовывать в так называемые агрогорода. «Исчезновению деревни способствовали хрущевские преобразования, направленные на укрупнение коллективного хозяйства, введение авансирования, переориентация на денежную оплату труда, позже - введение гарантированной оплаты в колхозе, а с другой стороны, урезание хозяйства крестьянского двора до положения подсобного, то есть была создана ориентация крестьян в основном на колхозное производство, причём опять насильственным путем». (Безнин М.А. Крестьянский двор в российском Нечерноземье 1950-1965. Москва - Вологда, 1991. С. 225).

Объекты материальной культуры исчезают, но некоторое время сохраняются данные о них - в людской памяти. Задача нашего краеведческого проекта - превратить эти данные в информацию для всех.

 


Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране...

До известных пределов утраты в природе восстановимы... Иначе обстоит дело с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, с определёнными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно.

(Д.С. Лихачёв. Краеведение как наука и как деятельность. // Русская культура. - М., 2000. - С. 159-173)

 

Соловьев Григорий "Исчезновение деревень на территории Вятскополянского района во второй половине ХХ века: причины и последствия" (рук. Слесарев В.А.) - диплом II степени на III областной открытой краеведческой конференции юных исследователей родного края "Интеллект будущего" (КОЦДЮТиЭ, 2010 г.)


Пишите на адрес: slwlal@mail.ru


 


Хостинг от uCoz